Содержание

Обязанности продавца-консультанта можно обозначить одним словом: продавать. Это понятие достаточно емкое, оно включает и консультирование клиентов, и умение убедить их в необходимости что-то купить, и создание позитивного образа бренда в целом. Хороший продавец-консультант представляет большую ценность для бизнеса. Давайте разберемся, в чем особенности этой профессии и что нужно, чтобы в ней преуспеть. 

Общая информация о профессии продавца-консультанта

Основное правило обслуживания клиентов – сервис должен превосходить ожидания покупателей. Именно продавец-консультант обеспечивает качество сервиса, и в этом важна каждая деталь:

  • приветливость и доброжелательность, 
  • внимание к покупателям и понимание их потребностей,
  • быстрое обслуживание, 
  • искренняя готовность помочь в выборе подходящего товара или услуги.

Чтобы стать продавцом-консультантом, необязательно получать среднее специальное или высшее образование, вполне достаточно пройти обучение, причем это может происходить прямо в процессе работы или подработки, например, под руководством старшего продавца. Однако, для работы в специализированных магазинах (например, техники и электроники, строительных материалов, инструментов и так далее) консультант должен иметь хотя бы начальные знания в соответствующей сфере, это позволит быстро и легко сориентироваться в ассортименте продукции и изучить функциональные особенности товаров, чтобы грамотно консультировать клиентов. 

От деятельности продавца-консультанта во многом зависит лояльность покупателей, поэтому к нему предъявляются достаточно строгие требования, которые устанавливаются на уровне регламентов и инструкций.

Обязанности продавца-консультанта

  • консультирование покупателей по всему ассортименту товаров и услуг,
  • предпродажная подготовка товаров,
  • выкладка товара на полках,
  • контроль наличия товаров в зале и своевременное пополнение полок,
  • контроль актуальности ценников,
  • информирование покупателей о специальных предложениях и акциях,
  • участие в приемке товара,
  • участие в инвентаризации,
  • отчетность.

Обязанности могут быть различными в зависимости от категории торговой точки. Например, в магазинах продовольственных товаров продавец-консультант, в дополнение к всему перечисленному, обязан контролировать сроки реализации продукции, своевременно заменять товары с истекшим сроком годности и информировать об этом товароведа или управляющего магазином.  

В магазинах одежды и обуви обязанности такого сотрудника чаще всего включают еще и помощь покупателю в подборе нужного размера и модели товара. Консультант должен быть готов уделить клиенту значительное время.

Иногда продавцы-консультанты сами обслуживают клиентов на кассе, то есть частично совмещают обязанности по двум специальностям: консультант и кассир. Оформление возврата товара тоже входит в сферу их ответственности.

Обязанности продавца также включают стимулирование продаж, увеличение среднего чека покупки за счет предложения дополнительных товаров или услуг. 

Требования к продавцам-консультантам

Поскольку именно продавец формирует впечатление о магазине, товарах, услугах и бренде в целом, к нему предъявляется ряд обязательных требований, которые обычно закреплены в соответствующих корпоративных регламентах. Соблюдение этих правил, хоть и не входит в обязанности сотрудников согласно договору, но напрямую влияет на продажи и лояльность покупателей. Приведем основные из них с разбивкой на категории. 

Внешний вид: 

  • брендированная униформа или соблюдение корпоративного дресс-кода, 
  • аккуратность и опрятность в одежде, прическе и маникюре,
  • скромные, не привлекающие внимания аксессуары,
  • нейтральный парфюм.

Культура коммуникации: 

  • этичное и вежливое общение, 
  • умение сообщать информацию о товарах или услугах в ненавязчивой форме, 
  • уважение к каждому клиенту,
  • позитивный настрой.

Работа с покупателями:

  • индивидуальный подход к покупателям,
  • уверенное знание ассортимента товаров и услуг,
  • создание приятных впечатлений от покупки,
  • грамотная отработка возражений и претензий, 
  • умение найти подход к конфликтным клиентам.

Личные качества

Специфика деятельности продавца-консультанта определяет те качества, которыми ему желательно обладать: доброжелательность, коммуникабельность, адаптивность и гибкость, способность быстро реагировать на ситуацию и переключаться между задачами, внимательность, терпение и стрессоустойчивость. Знание психологии и умение найти общий язык с любыми людьми будет серьезным плюсом и поможет лучше выполнять обязанности.  

Обычно крупные ритейлеры дают и штатным, и временным работникам четкие инструкции, однако такое качество, как инициативность, всегда поощряется. Главное, чтобы продавец был мотивирован на повышение продаж и на поддержание позитивного имиджа бренда, и если на пути к этой цели он проявляет креативность, нестандартный подход, это может дать хороший результат.

Продавцу-консультанту нужно быть в движении большую часть рабочего дня, поэтому физическая выносливость тоже важна. Особенно это заметно в периоды повышенного спроса, например, перед праздниками или в начале сезона, когда нагрузка на продавцов существенно возрастает, и для эффективной работы требуется гораздо больше сил. 

Права продавца-консультанта

Продавец-консультант имеет право на безопасное рабочее место и комфортные условия труда, на своевременное получение заработной платы и иных вознаграждений, предусмотренных договором, на соблюдение режима труда и отдыха. 

При сотрудничестве по трудовому договору, в соответствии с ТК РФ, продавец имеет право на обязательное социальное страхование и компенсацию за ущерб здоровью, полученный в процессе работы. Если работать по договору ГПХ или на условиях оферты, права будут защищены в соответствии с действующим законодательством. 

Помимо этого, продавец-консультант имеет права, обусловленные спецификой его профессии:

  • получение брендированной рабочей одежды,
  • обучение навыкам работы в торговом зале,
  • получение от менеджеров всей необходимой информации для работы, в том числе с документацией,
  • информирование руководства о проблемах в процессе работы,
  • принятие решений в рамках собственной компетенции.

Кроме всего перечисленного, каждый продавец имеет право вносить предложения по повышению эффективности своей работы, например, по организации рабочего процесса или взаимодействия с другими сотрудниками магазина.

Ответственность

В первую очередь отметим, что продавец-консультант несет материальную ответственность перед работодателем за сохранность товара.

Он также будет нести ответственность в следующих случаях:

  • халатное или несвоевременное выполнение обязанностей,
  • разглашение конфиденциальной информации,
  • нарушение дисциплины и техники безопасности на рабочем месте.

Важно отметить, что это происходит только в случае официального оформления в штат компании! 

Сколько можно заработать?

Специальность «продавец-консультант» очень востребована, а значит, есть возможность выбрать работодателя с учетом размера заработной платы. В среднем на такой работе можно получать от 35 000 до 70 000 рублей в месяц, в зависимости от региона, категории магазина и кадровой политики работодателя. 

Обычно кроме фиксированной ставки продавцам-консультантам выплачивается премия, рассчитанная по результатам личных достижений – чем больше продаж, тем больше вознаграждение. 

Доход начинающего специалиста, конечно, будет меньше, чем у опытного коллеги, но это характерно для любой сферы деятельности. Но выгодное отличие профессии продавца-консультанта заключается в том, что на такой должности можно быстро развиваться, достигать высоких результатов и, соответственно, зарабатывать больше.

Кроме возможности устроиться продавцом-консультантом по трудовому договору, есть и вариант подработки для самозанятых. Например, на платформе Ventra Go! можно найти предложения от компаний-ритейлеров и выйти продавцом-консультантом на задание от 4 часов, с ежедневными выплатами. В этом случае самозанятые исполнители имеют ряд преимуществ перед теми, кто решит работать в «штате».

Карьера и перспективы 

Работа продавцом-консультантом приносит неплохой доход, но рано или поздно даже успешный специалист задумается о перспективах дальнейшего роста. В этой профессии он возможен: как правило, следующей ступенью карьерной лестницы является позиция старшего продавца, затем менеджера, после чего можно претендовать на должность управляющего магазином. 

Чтобы развиваться в этой сфере, нужно не только показывать хорошие результаты работы, но и учиться, осваивать новые навыки, которые требуются для перечисленных должностей. В каждом конкретном случае требования будут разными, но если вы достигли успеха на позиции продавца-консультанта, будьте уверены: у вас точно есть все качества для того, чтобы построить дальнейшую карьеру.

Заключение

Профессия продавца-консультанта привлекательна для тех, кто любит общаться с людьми, готов помогать им и видеть конкретные результаты своего труда. Эта работа действительно может приносить и удовольствие, и деньги, а кроме того, открывает перспективы для карьерного роста.  

На позиции продавца-консультанта удобно подрабатывать на Ventra Go! – рядом с домом, с удобным вариантом занятости (и короткими, и длинными заданиями), развивая свои навыки продаж и приобретая опыт сотрудничества с крупными брендами.

Смотрите также

Все статьи