Ventra — в топ-100 лучших работодателей России по версии Headhunter
Ventra стала единственным HR-холдингом в сотне лучших работодателей страны
30.01.2025
Подбор персонала – это комплексный процесс поиска и отбора кадров на вакантные должности. Другие названия этого процесса, также распространенные в бизнес-среде, – рекрутмент или рекрутинг. Успешное привлечение новых сотрудников дает компаниям ресурсы для развития и роста, поэтому крайне важно решать эту задачу на высоком профессиональном уровне, учитывая сегодняшние потребности бизнеса и его стратегические цели. Рассмотрим основные методы подбора персонала и ключевые этапы этого процесса.
Поиском, отбором и наймом новых сотрудников занимаются менеджеры по подбору персонала, или рекрутеры. В крупных компаниях чаще всего есть собственные штатные команды рекрутеров, в организациях поменьше может быть всего один специалист такого профиля. Довольно распространена практика передачи функций по подбору персонала на аутсорсинг – в кадровое агентство. В таком случае заказчик участвует в процессе только на последних этапах, когда происходит личное знакомство с кандидатами и принимается решение о приеме на работу.
В зависимости от поставленных задач, рекрутеры могут применять различные методы подбора, которые отличаются друг от друга подходом к процессу поиска и отбора кандидатов.
Пассивный поиск проводится по базам актуальных резюме, то есть рассматриваются только специалисты, желающие устроиться на работу. Этот вид подбора предполагает публикацию объявлений о вакансии на специализированных сайтах и других ресурсах, например, в СМИ или соцсетях. Параллельно с получением откликов от соискателей рекрутеры могут сами искать потенциальных кандидатов, просматривая их резюме.
Активный поиск (иногда его называют «прямой поиск») производится не только среди ищущих работу кандидатов, но и среди трудоустроенных специалистов. Обычно к активному рекрутингу прибегают, если в результате пассивного подбора так и не удалось закрыть вакансию.
Хэдхантинг, или «охота за головами», – это метод, нацеленный на привлечение нужных специалистов, работающих в других компаниях. Как правило, речь идет о подборе управляющего персонала или профессионалов с уникальной квалификацией. Суть метода в том, чтобы предложить им более выгодные условия сотрудничества и таким образом «переманить» их от конкурентов. Хэдхантинг требует от рекрутеров высокого уровня компетентности и навыков проведения индивидуальной подготовительной работы по каждому кандидату. Это затратный метод, но в случае успеха он действительно позволяет повысить конкурентоспособность бизнеса за счет усиления команды.
Прелиминаринг – это привлечение на работу молодых специалистов или студентов с целью дальнейшей подготовки квалифицированных кадров. Такой метод позволяет получить лояльных и высокомотивированных сотрудников, нацеленных на дальнейшее развитие в компании. Набор молодых специалистов может проводиться путем стажировок, партнерских программ с вузами, организации корпоративных университетов и др.
Процесс подбора персонала может быть организован по-разному, в зависимости от масштаба и сферы деятельности компании, специфики вакансий и многих других факторов. Например, ритейлеры ищут линейный персонал в постоянном режиме и используют ускоренную схему отбора и найма, а ИТ-компании реже нуждаются в новых специалистах, но для их поиска и оценки квалификации требуется больше времени и ресурсов, поэтому процесс рекрутинга будет включать дополнительные стадии.
Изучение резюме кандидатов – это первый шаг в процессе сбора информации о потенциальных сотрудниках. На этом этапе происходит первичный отсев соискателей, не отвечающих требованиям работодателя по уровню образования, квалификации, опыту и другим параметрам. Оценка резюме производится в соответствии с заявкой на специалиста, составленной руководителем подразделения, где открыта вакансия.
Просмотр и анализ резюме – наиболее трудоемкий этап рекрутинга, поскольку для поиска одного сотрудника приходится изучить сотни резюме и сопоставить их с имеющимися требованиями к соискателю. Тем не менее, без этой работы подбор персонала невозможен, поэтому важно по мере возможностей облегчить задачу рекрутерам, подготовив подробный «портрет» подходящего кандидата.
Телефонное интервью – базовый инструмент подбора персонала, предназначенный для первичной оценки соискателя, выяснения, насколько он адекватен, и понимания, стоит ли приглашать его на личную встречу. Этот способ отсеивания неподходящих кандидатов удобен и занимает мало времени, к тому же позволяет минимизировать количество очных собеседований.
Беседа с каждым соискателем должна проходить по одинаковой схеме, с определенным набором вопросов, чтобы по результатам можно было сравнить кандидатов, имеющих сопоставимый опыт и навыки.
Проведение телефонных интервью требует от рекрутеров не только компетентности, но и профессионального чутья, чтобы не упустить достойного соискателя, даже если он по какой-то причине дал повод для сомнений.
Собеседование является основным инструментом в подборе персонала, поскольку позволяет комплексно оценить профессиональные и личные качества соискателя. В зависимости от того, какая задача приоритетна, выбирается соответствующий вид собеседования, при необходимости их также можно комбинировать.
Наиболее распространенные виды собеседований:
Тестирование применяется при отборе сотрудников, к которым предъявляются наиболее строгие требования. Как правило, это специалисты среднего и высшего звена.
Тестирование может быть разработано психологами при участии руководителей подразделений, для которых проводится отбор. Цель такого метода – выявить, насколько потенциальный сотрудник соответствует требованиям и ожиданиям работодателя, причем не только в профессиональном плане, но и психологически, с учетом личных качеств.
Этот метод оценки позволяет получить достоверный результат с минимальными затратами времени, особенно если тестирование проводится в электронном формате.
Сбор рекомендаций требует много времени и усилий, поэтому нет смысла заниматься этим в отношении каждого кандидата. Но это необходимо при подборе персонала на ответственную работу или ключевые позиции.
Разговор о кандидате с его бывшим руководителем позволит выяснить, насколько правдивую информацию он предоставил о себе на собеседовании – как о своих компетенциях и опыте, так и о причинах и обстоятельствах увольнения.
Персональные данные работника защищены законом, их запрещено собирать и передавать без его согласия. Поэтому перед тем, как звонить предыдущему работодателю и опрашивать бывших коллег соискателя, обязательно нужно уточнить у него, не возражает ли он. Если кандидат сообщил о себе достоверные сведения, у него не будет причин препятствовать сбору рекомендаций.
Испытательный срок – это общеизвестный способ «подстраховаться» от ошибок при найме персонала. Очевидно, что далеко не все минусы сотрудника можно выявить на этапе отбора, многие недостатки проявятся в процессе работы, причем не обязательно в первые недели.
Трехмесячного испытательного срока обычно достаточно для того, чтобы оценить, насколько компанию устраивает новый работник, независимо от его должности. Обычно это можно понять по нескольким базовым критериям:
Если за этот период сотрудник успел адаптироваться на своей должности и начал показывать хорошие результаты, то есть приносить пользу бизнесу, значит, он подходит компании.
Анализ эффективности рекрутинга – это сложная задача, предполагающая расчет многочисленных показателей, например:
Несмотря на сложность и трудоемкость процесса оценки эффективности рекрутинга, его стоит организовать, чтобы выявить недостатки или возможности усовершенствования на разных этапах подбора персонала. В итоге это будет способствовать повышению качества подбора.
Основная задача рекрутеров – подобрать сотрудников, наиболее соответствующих требованиям вакансий. Если нанятый специалист не соответствует своей должности, это неизбежно влечет за собой риски для бизнеса. Эти риски разнообразны зависят, в первую очередь, от категории нанятых сотрудников. Выделим основные из них:
С учетом этого, очевидна необходимость контроля качества процесса подбора и своевременное выявление сотрудников, не справляющихся со своими обязанностями на испытательном сроке.
Кадровые агентства оценивают свои услуги исходя из средней годовой зарплаты на вакантной позиции. Обычно стоимость подбора составляет от 14% и выше, в зависимости от категории искомого специалиста и объема работ. При подборе управляющего персонала услуги будут дороже, чем массовый найм линейных специалистов.
Все больше компаний из различных отраслей пользуются услугами временного персонала, поскольку это позволяет оптимизировать расходы и быстро получить нужные кадры для решения текущих бизнес-задач в различных ситуациях:
Искать специалистов на позиции с временной занятостью удобно через платформу Ventra Go!, где зарегистрированы более 850 000 исполнителей. Процесс поиска и подбора исполнителей с нужной квалификацией и опытом автоматизирован, поэтому занимает минимум времени. Сервис берет на себя проверку исполнителей, а система рейтингов гарантирует, что заказы направляются только добросовестным, хорошо себя зарекомендовавшим специалистам.
Чтобы достичь максимальной эффективности в подборе персонала, можно использовать комбинацию различных инструментов и методов, исходя из поставленных задач. При выборе стратегии подбора важнейшую роль играют целесообразность и рациональность: не стоит применять дорогостоящие и требующие больших временных затрат методы для поиска сотрудников на линейные позиции, временную занятость или для выполнения рутинной работы.
В целом, подбор персонала – сложный бизнес-процесс, требующий тонкой настройки и гибкой адаптации к меняющимся потребностям бизнеса. При грамотном подходе он позволяет оптимизировать затраты – финансовые, административные и временные – на решение задач по поиску и подбору сотрудников любых категорий и обеспечить ресурсы для устойчивого развития бизнеса.
Ventra стала единственным HR-холдингом в сотне лучших работодателей страны
30.01.2025
Как работает система рейтингов исполнителей (а теперь ещё и клиентов) и при чём здесь гибкая занятость
29.01.2025
Собрали топ-5 распространённых (и часто опасных) заблуждений о первой подработке и рассказали, как всё должно ...
10.01.2025
Тратить свой пенсионный доход нынешняя молодежь хотела бы на путешествия, хобби и саморазвитие.
07.07.2025 • 3 мин
Большинство респондентов после выхода на пенсию рассматривают работу в сфере ритейла, онлайн-услуг (в колл-центрах) и доставки
25.06.2025 • 1 мин
Разбираем профессию сборщика заказов: обязанности, плюсы и минусы работы. Подойдет ли сборка заказов как подработка? Сколько можно получить и какие подводные камни ждут новичков.
01.12.2024 • 5 мин
Хороший продавец-консультант представляет большую ценность для бизнеса. Разбираемся в особенностях этой профессии и что нужно, чтобы в ней преуспеть.
08.02.2024
Какие обязанности у работника торгового зала? Требования к сотрудникам, график, средняя зарплата и карьерные перспективы. Узнайте все нюансы профессии РТЗ
01.10.2024 • 4 мин
Рассказываем, кем можно работать без образования. А еще приводим примеры подходящих вариантов работы для девушек и парней!
22.02.2024