Зачем оформлять самозанятость

Все больше работодателей предпочитают сотрудничать с самозанятыми, потому что это обеспечивает бизнесу ряд преимуществ:

  • Максимально эффективная организация труда – проектная занятость, оплата по факту предоставления услуг, простая процедура прекращения сотрудничества с самозанятыми.
  • Минимум бюрократии и гибкость при запуске новых проектов или краткосрочном увеличении нагрузки – оформление договоров с самозанятым быстрее и проще, чем кадровое сопровождение штатного персонала. 

Без статуса самозанятого не получится найти работу с временной занятостью через специализированные сайты или приложения – подавляющее большинство компаний требуют оформить самозанятость. Крупнейшая цифровая платформа для подработки с ежедневной оплатой Ventra Go!, предоставляющая тысячи предложений временной работы, тоже пока регистрирует только самозанятых исполнителей, хотя уже прорабатывает и другие варианты. 

Таким образом, для поиска проектной работы или подработки действительно нужно получить статус самозанятого. Это быстро и просто, а наша статья поможет разобраться со всеми нюансами.

Как стать самозанятым: пошаговая инструкция

Зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход можно: 

  • в официальном приложении ФНС России «Мой налог», 
  • на сайте «Мой налог» в личном кабинете,
  • в приложении любого уполномоченного банка.

Рассмотрим пошагово, как это сделать. 

Регистрация через приложение «Мой налог»

Удобный способ для тех, кто собирается выполнять много заказов и часто выдавать чеки: приложение всегда будет под рукой. 

Шаг 1. Установите приложение 

Приложение «Мой налог» доступно бесплатно в AppStore и Google Play. После скачивания от вас потребуется принять условия использования приложения и дать согласие на обработку персональных данных.

Шаг 2. Выберите способ регистрации

Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно по паспорту, ИНН и паролю от учетной записи личного кабинета налогоплательщика ФНС, либо с использованием учетной записи с портала «Госуслуги».

Шаг 3. Укажите телефон

Укажите действующий номер, на него будет отправлен код подтверждения регистрации, а также последующие уведомления, в том числе и о постановке вас на учет в качестве самозанятого.   

Шаг 4. Укажите регион

Укажите регион, в котором будете оказывать услуги в качестве самозанятого. 

Шаг 5. Сфотографируйте паспорт

Сделайте фото основной страницы паспорта, после чего приложение автоматически распознает данные.

Шаг 6. Сделайте свое фото 

Приложение идентифицирует вас по фотографии.

Шаг 7. Подтвердите введенные данные

Внимательно проверьте все данные.

Шаг 8. Задайте пин-код 

Приложение будет запрашивать пин-код при каждом входе. 

Шаг 9. Укажите виды деятельности

Вы можете выбрать один или несколько видов деятельности, которыми будете заниматься в качестве самозанятого. Для этого нужно нажать «Прочее», затем «Профиль», далее «Виды деятельности». Отметьте все подходящие варианты и нажмите кнопку «Подтвердить». 

Шаг 10. Привяжите карту для оплаты налога

Привязка карты – это необязательная, но удобная опция. Чтобы заполнить данные карты и подключить автоматическое списание налога, пройдите на главную страницу личного кабинета самозанятого и нажмите «Платежи». 

Регистрация через сайт «Мой налог»

Алгоритм регистрации самозанятого через веб-кабинет такой же, как через приложение «Мой налог». Следуйте подсказкам системы и внимательно проверяйте введенные данные. Для завершения регистрации нажмите кнопку «Подтвердить». 

Регистрация через банковские приложения

Обратите внимание, что не все банки уполномочены регистрировать самозанятых. Если в приложении вашего банка есть такая возможность, то от вас не потребуется предоставление каких-либо документов. Банк возьмет на себя отправку заявки в ФНС и пришлет уведомление о результате.  

Часто задаваемые вопросы

Как быстро ФНС ставит на учет самозанятых?

Как правило, подтверждение о постановке на учет в качестве самозанятого приходит через несколько минут.  

Что делать, когда заказ выполнен?

Когда заказчик перечислил вам оплату за выполненную работу, нужно сформировать чек. Нажмите кнопку «Новая продажа» на главной странице приложения или веб-кабинета «Мой налог», выберите дату платежа, наименование товара или услуги и укажите стоимость. Введите ИНН заказчика и нажмите кнопку «Выдать чек». Вы можете сохранить и распечатать чек, чтобы отдать его заказчику в бумажном виде, либо сразу отправить его по электронной почте или в мессенджере. 

Формирование чека – это обязательная процедура, именно чек является подтверждением того, что самозанятый получил оплату за свои услуги, и налог будет рассчитан автоматически из указанной суммы. Налоговое уведомление придет в личный кабинет самозанятого после 12 числа следующего месяца.

Можно ли потерять статус самозанятого?

Статус самозанятого можно утратить по следующим причинам:

  • превышен годовой доход – вы заработали больше 2,4 млн рублей,
  • нарушены требования к видам деятельности – вы занялись реализацией подакцизных товаров, перепродажей чужих товаров, сдачей в аренду нежилых помещений, стали агентом предприятия или предоставляете другие услуги, на которые для самозанятых действуют ограничения,
  • наняты сотрудники – вы подписали трудовой договор с ними (это касается ИП, являющихся самозанятыми),
  • самозанятый по собственному желанию отказался от этого статуса.

Почему нужно сообщить заказчикам о потере статуса самозанятого? 

Если заказчик оплатит работу самозанятого и не получит от чек, ему придется уплатить за него НДФЛ и другие взносы, как при сотрудничестве с физическим лицом. Это дополнительные расходы и лишняя нагрузка на бухгалтерию. В целом, такая ситуация будет очень неприятной для заказчика, поэтому при утере статуса самозанятого важно заранее предупреждать своих партнеров о том, что вы больше не являетесь плательщиком НПД. Это позволит заблаговременно пересмотреть условия сотрудничества.

Может ли ИП стать самозанятым?

Индивидуальный предприниматель может стать плательщиком налога на профессиональный доход, если он соблюдает все требования и ограничения, которые касаются самозанятых, в плане видов деятельности, отсутствия наемных работников и лимита годового дохода в 2,4 млн рублей. Также ИП с самозанятостью не имеют права на применение другого специального налогового режима (УСН, ПСН, ЕСХН).

Как пенсионеру стать самозанятым?

Пенсионерам можно оформить самозанятость точно так же, следуя нашей пошаговой инструкции. Самозанятые пенсионеры считаются нетрудоустроенными, поэтому не теряют право на индексацию пенсии. 

Права на компенсации и льготы в целом также сохраняются, но те льготы, которые зависят от среднемесячных доходов (к примеру, субсидии на оплату жилья и др.), будут рассчитываться уже с учетом подработок самозанятого пенсионера, поэтому их можно лишиться.

Может ли официально работающий стать самозанятым?

Совмещать основную работу и самозанятость можно, но важно, чтобы самозанятый не оказывал услуги своему работодателю или компании, из которой он уволился менее 2 лет назад. Эти ограничения установлены законом во избежание нарушений прав работников, которых недобросовестные работодатели вынуждают расторгнуть трудовой договор и перейти на сотрудничество по договору ГПХ в целях экономии бюджетов. 

Как отказаться от самозанятости?

Отменить статус самозанятого очень просто, и сделать это можно в любой момент:

  • В приложении или на сайте «Мой налог» – на главной странице нажмите на свое имя, перейдите во вкладку «Профиль» и нажмите «Сняться с учета НПД». Выберите причину отказа от статуса самозанятого и нажмите на кнопку «Снять себя с учета», кликните на кнопку «Подтверждаю».
  • В приложении банка – процедура максимально упрощенная, в зависимости от интерфейса, может быть сведена даже к одному клику на кнопку «Отказаться от самозанятости».

Через некоторое время на ваш телефон придет уведомление о снятии с учета в качестве самозанятого.

Можно вернуть статус самозанятого?

Повторно стать плательщиком налога на профессиональный доход можно только при условии, что у вас уплачены все налоги и отсутствуют пени, штрафы и другие неисполненные обязательства, а также вы соответствуйте всем требованиям, предъявляемым к самозанятым. Если в текущем году вы уже достигли лимита дохода в 2,4 млн рублей, то повторно встать на учет получится только в следующем году.  

Для повторной постановки на учет в качестве самозанятого нужно заново пройти процедуру регистрации, следуя нашей пошаговой инструкции. 

Смотрите также

Все статьи