Наличие медкнижки – обязательное требование для многих специалистов, этот документ нужен и при трудоустройстве, и в процессе работы. Как и где можно оформить медицинскую книжку, сколько это стоит, много ли времени занимает – на эти и другие вопросы ответим в этой статье. 

Что такое медицинская книжка

Личная медицинская книжка – это документ, который свидетельствует, что состояние здоровья сотрудника позволяет ему выполнять его работу, и у него нет заболеваний, которые потенциально опасны для окружающих. 

По закону, медкнижка (иногда ее называют санитарной книжкой) обязательна для широкого круга профессий, например, работников общепита и сферы обслуживания, образования, торговли, транспорта и многих других.  

Оформить медицинскую книжку можно в электронном и в бумажном виде – на бланке строгой отчетности, с типографским номером и голограммой. 

Кому нужно оформлять медкнижку

Если коротко, то личные медицинские книжки нужны тем работникам, кто по роду занятий контактирует с людьми или продуктами. 

Примерный список специальностей, требующих наличия медкнижки, приведен в приказах Роспотребнадзора и Минздрава, но в любом случае работодатель обязан сам контролировать, нужны ли его сотрудникам медицинские книжки, и обязательно предупреждать об этом при приеме на работу. 

Основные категории работ, для которых сотрудники обязаны иметь личную медицинскую книжку:

  • производство пищевых продуктов и воды, их перевозка, хранение и реализация,
  • здравоохранение, включая лечебно-профилактические учреждения – санатории, реабилитационные центры и др.,
  • работа в сфере общественного питания – столовые, кафе, рестораны, бары,
  • образовательные услуги и работа с детьми,
  • бытовое обслуживание и коммунальные услуги,
  • санитарно-гигиеническое обслуживание, в том числе в парикмахерских, соляриях, саунах и проч.,
  • пассажирские перевозки и транспортировка продуктов, 
  • торговля,
  • производство и реализация фармацевтической продукции,
  • работа в спортивно-оздоровительных учреждениях – бассейнах, спортклубах и т.д.

Что нужно для оформления

  • паспорт, 
  • номер СНИЛС,
  • одна цветная или черно-белая фотография 3х4 см,
  • документ о регистрации в РФ (для иностранных граждан).

Где оформляют

Медицинскую книжку можно оформить в Центре гигиены и эпидемиологии либо в частной клинике, имеющей лицензию на проведение медосмотров и соглашение с Роспотребнадзором. Государственные поликлиники не проводят медосмотры для оформления медкнижек, но там можно сдать анализы, сделать флюорографию или получить выписку из медкарты о пройденной диспансеризации. 

Этапы оформления документа

  1. Обратитесь в центр гигиены и эпидемиологии или лицензированный медицинский центр с документами и фотографией.
  2. Пройдите медосмотр. Перечень необходимых обследований, врачебных осмотров и анализов зависит от категории работников. Например, для сотрудников общепита, образовательных учреждений, медицинских работников медосмотр будет углубленным. 
  3. Сразу после медосмотра пройдите гигиеническую аттестацию – это тестирование на знание санитарно-гигиенических норм (как правильно мыть руки, содержать в чистоте рабочее место, проветривать кабинеты и так далее). К аттестации лучше отнестись ответственно: если будет больше 5 ошибок, придется проходить ее снова. 
  4. Ждите звонка о готовности медкнижки. 

Стоимость оформления

Услуги по оформлению медицинской книжки стоят по-разному, в зависимости от того, по какой специальности вы будете работать и, соответственно, каких врачей вам полагается пройти и какие анализы сдать. Например, для медицинского персонала санитарная книжка будет стоить дороже, чем для работников торговли или сферы обслуживания. В разных регионах цены также могут различаться, но в среднем, оформить документ можно за 2500-3000 рублей, продление будет стоить чуть дешевле. 

По закону, работодатели обязаны компенсировать стоимость медицинского осмотра для оформления санитарных книжек сотрудникам, но по факту в большинстве организаций закрепилась обратная практика, поэтому на компенсацию лучше не рассчитывать.   

Срок оформления

Обычно оформление занимает от 3 до 5 дней. Этот срок может увеличиться, если по роду деятельности вам требуется пройти осмотр у узких специалистов, к которым надо записываться заранее.  

Если медицинская организация предлагает оформить санитарную книжку за 1 день, есть вероятность, что медосмотр будет формальным, а может быть, что вам вообще предложат не посещать врачей – просто поставят печати и подписи. 

Пройти качественный медицинский осмотр – в ваших интересах, ведь он может выявить проблемы со здоровьем, при которых противопоказаны определенные виды работ. Например, при сердечно-сосудистых заболеваниях нельзя заниматься тяжелым физическим трудом и так далее. 

Срок действия

Для большинства специалистов медицинские книжки действуют в течение года, но некоторые виды работ (например, в сфере здравоохранения или пассажирских перевозок) требуют прохождения периодического медосмотра раз в полгода. 

Как продлить

Чтобы продлить медкнижку, нужно заново пройти медосмотр. При этом необязательно обращаться в ту же медицинскую организацию, где вы оформляли книжку, можно и в любую другую, главное, чтобы у нее была соответствующая лицензия. 

Что делать с медкнижкой при увольнении

Медицинская книжка хранится у работодателя, а при увольнении выдается работнику на руки. При устройстве на новую работу не нужно заводить другую медкнижку, достаточно предъявить имеющуюся, в нее внесут данные о новом работодателе. 

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие медкнижки

Необходимость оформления медицинских книжек установлена законом, и за выполнением этого требования следит Роспотребнадзор. Если в ходе плановой или внеплановой проверки инспекторы Роспотребнадзора выявят, что у работника нет медкнижки либо она просрочена, придется заплатить штраф:

  • физическому лицу – до 500 рублей,
  • должностному лицу – до 1000 рублей,
  • индивидуальному предпринимателю – до 1000 рублей (или приостановка работы на срок до 90 дней),
  • организации – до 20 000 рублей (либо приостановка работы на срок до 90 дней). 

Кроме этого, если нарушение санитарных норм стало причиной распространения инфекционных заболеваний, например, кишечных инфекций, или повлекло смерть людей, виновным грозит уголовная ответственность.

Как распознать фальшивую медкнижку

Как правило, фальшивые медицинские книжки стоят дешевле настоящих. Поэтому при выборе медицинской организации для оформления медкнижки важно обращать внимание на стоимость: если она заметно ниже рыночной, вероятно, что вы получите подделку.

Даже при оформлении по рыночной стоимости не будет лишним внимательно проверить бланк медкнижки и убедиться, что:

  • есть голограмма и водяные знаки, 
  • серийный номер напечатан черным цветом, 
  • качество полиграфии и бумаги не вызывает сомнений,
  • все надписи четкие.

Самый надежный способ проверить подлинность медицинской книжки – через Единый Реестр выданных личных медицинских книжек (lmk.cgon.ru) по типографскому номеру или QR-коду с обложки медкнижки. 

Проверка медицинских книжек на подлинность – актуальная задача не только для их владельцев, но и для работодателей. Например, крупнейшая цифровая платформа для подработки с ежедневной оплатой Ventra Go! предлагает своим пользователям тысячи вариантов временной работы, и большинство из них требуют наличия медкнижки. Исполнители с поддельными медицинскими книжками могут представлять опасность для клиентов Ventra Go! и потребителей услуг, поэтому сотрудники платформы тщательно следят за подлинностью документов.

Какая ответственность предусмотрена за поддельную медкнижку

Наказанием за использование заведомо поддельной медицинской книжки может быть штраф до 80 тысяч рублей либо в размере полугодового дохода, обязательные работы на срок до 480 часов, исправительные работы на срок до 2 лет, арест на срок до 6 месяцев (ст. 327 Уголовного кодекса РФ).

Эта же статья УК РФ предусматривает еще более суровое наказание за изготовление поддельного документа: арест на срок до 6 месяцев либо ограничение свободы, принудительные работы или лишение свободы до 2 лет.

Оформление медкнижки в электронном виде

На портале Госуслуги можно оформить электронную медицинскую книжку, для этого потребуется заполнить анкету с персональными данными, видами работ, которые вы будете выполнять, сведениями о работодателе. Затем, как и при оформлении бумажной медкнижки, нужно пройти осмотр в любом лицензированном медицинском учреждении. После этого в личном кабинете на портале Госуслуги появится оформленная электронная медицинская книжка с результатами медосмотра и заключениями врачей. 

Смотрите также

Все статьи