Тренд на привлечение самозанятых в корпоративный сектор продолжает набирать обороты. Все больше компаний, независимо от масштаба и специализации, предпочитают таких работников, чтобы оптимизировать налоговые выплаты, повысить производительность труда и одновременно с этим сократить расходы на персонал. Однако, несмотря на очевидные преимущества для бизнеса, сотрудничество с самозанятыми на постоянной или временной основе может обернуться некоторыми сложностями. 

Во-первых, оформление договорных отношений с самозанятыми создает дополнительную нагрузку на кадровую службу и бухгалтерию. HR-специалистам придется погрузиться в трудоемкий и дорогостоящий процесс поиска таких исполнителей. И, конечно, с каждым из кандидатов проводить собеседование, оценивать его профессиональные и личные качества, чтобы принять решение о сотрудничестве. 

Бухгалтеров ждет вал бумажной работы, поскольку по итогам каждого выполненного задания самозанятый обязан предоставлять чек, а также подписывать акт выполненных работ. При этом важно еще и не допускать ошибок при отражении договоров гражданско-правового характера в системах бухгалтерского учета и в отчетных документах, при расчете налогов и страховых взносов и т.д. Также нелишне будет каждый раз перед расчетом с самозанятым проверять, не утратил ли он этот статус на момент выставления чека. Если по какой-то причине работник перестал быть плательщиком налога на профессиональный доход, заказчику придется уплатить за него НДФЛ и страховые взносы.  

Во-вторых, компании, желающей сэкономить за счет сотрудничества с самозанятыми, понадобится грамотная юридическая поддержка. Дело в том, что оформление договоров ГПХ имеет свои особенности. В отличие от трудовых договоров, они регулируют гражданско-правовые отношения, которые возникают между заказчиком и исполнителем. В документе нужно зафиксировать условия, требования и сроки выполнения задачи, способы контроля или критерии оценки качества, форму отчетности. Четкость, недвусмысленность и полнота формулировок позволят избежать возможных споров с исполнителем.

Юристам придется позаботиться и о том, чтобы договор ГПХ с самозанятым не был переквалифицирован в трудовой договор. Такое возможно, если в нем, например, перечислены должностные обязанности сотрудника, установлен график работы и упомянуты регулярные выплаты заработной платы. В этом случае проверяющие органы обяжут работодателя заплатить и налоги, и штраф. 

В общем, вспоминается народная мудрость «любишь кататься – люби и саночки возить». Если компания хочет получить выгоду от привлечения самозанятых, надо подготовиться и к сопутствующим сложностям. 

Но не все так плохо. Вместе с растущими потребностями бизнеса в оптимизации операционных затрат развиваются и услуги по аутсорсингу персонала, которые в последнее время вышли на новый уровень. Цифровые маркетплейсы позволяют практически мгновенно подобрать самозанятых исполнителей на короткие смены или разовые задачи. 

Наш сервис Ventra Go! предоставляет комплексную услугу: не только предоставляет возможность заказать временный персонал, но и выполняет всю административную работу по оформлению договоров с самозанятыми и расчетам с ними. 

Более того, благодаря аналитическим инструментам и интеллектуальной системе собственной разработки Ventra Go! предлагает компаниям только тех исполнителей, которые максимально соответствуют их требованиям по квалификации и опыту. 

Вместо собеседования и тестирования используется гораздо более эффективный способ оценки сотрудников – персональный рейтинг на основе отзывов от предыдущих работодателей. После каждого задания заказчик оценивает качество работы исполнителя, и на практике это оказывается самым действенным фактором мотивации для временного персонала. 

Цифровой маркетплейс полностью снимает с кадровиков, бухгалтеров и юристов нагрузку, связанную с поиском и наймом самозанятых сотрудников. Таким образом, современные цифровые платформы дают бизнесу возможность пользоваться всеми преимуществами сотрудничества с самозанятыми, при этом не имея никакой «головной боли» и рисков. 

Смотрите также

Все статьи