Заказать обратный звонок

HR-революция: на смену обычной занятости идут кадровые маркетплейсы

24 декабря 16:30 159

#от первого лица #рбк

Из-за коронакризиса соискатели начали рассматривать непривычные форматы — временную или частичную занятость. Каким станет рынок труда и какую роль в этой трансформации сыграет Россия, рассказывает основатель b2b-маркетплейса Ventra Go! Алекс Фридланд

Год назад на крупной HR-конференции в одном блоке со мной выступал директор по производству международной корпорации. Мы обсуждали, как устроено производство, планирование и прочее. В какой-то момент он сказал о том, что за последние десятилетия его компания очень продвинулась в цифровизации производства. Они довольны тем, как работает логистика и планирование — всегда заранее знают, сколько должны произвести каждого типа продукции, как и куда ее доставить. Но совсем не поменялось то, как компания управляет человеческим капиталом. Для этого они использовали технологии двадцатилетней давности.

Эксперты давно прогнозируют развитие новых форматов трудоустройства. Это направление получило название «профессии будущего». Если обратить внимание на аналитику инновационных фондов, специализирующихся на нем, можно предположить, как будет меняться рынок. Аналитики NFX, фонда, который финансирует кадровые маркетплейсы и другие бизнесы, создающие сетевой эффект, выделяют три категории.

Экономика подработок — отрасли, для которых не важны специальные знания, например доставка или такси. 

Экономика талантов — это компании, где задействован специалисты достаточно распространенных профессий, для которых тем не менее нужны определенные навыки и опыт. 

Экономика знаний — области, для которых критично важны не только способности, но и глубокие знания. Это такие сферы, как, например, ИT и медицина.

Будущее уже наступило
На первый взгляд может показаться, что речь о каких-то абстрактных переменах в отдаленном будущем, но на самом деле они уже коснулись каждого из нас. Многие уже слышали про экономику подработок. Большинство из нас на уровне пользователей регулярно соприкасаются с такими компаниями — ездят с «Яндекс.Go» и Gett, заказывают еду в Delivery Club. Те, кто часто путешествует, наверняка пользовались в поездках Lyft, GrubHub или другими похожими сервисами. Если посмотреть на эти сервисы как на работодателей, то мы увидим, что у водителей и курьеров таких агрегаторов нет фиксированного оклада и регламентированного начальником графика, поэтому они совсем иначе планируют свое рабочее время и карьеру.

Что заставляет их подключаться к таким сервисам? Этим людям важен гибкий график и простое быстрое получение заказов. Репутация для них является не субъективным, а вполне объективным понятием: чем выше их оценивают клиенты, тем более выгодные заказы они получают. Эти люди планируют свою деятельность так, чтобы иметь удобный график и получать высокие оценки. Они работают на себя и чувствуют, что успех зависит только от них. Именно поэтому такие сотрудники сами мотивируют себя на развитие и учебу.

Компания Uber, которая стала основоположником экономики подработок, является таким же инноватором в сфере профессий будущего, какими были Google, Amazon и Facebook в области интернета.

Uber не создали такого прорывного стека технологий, но их опыт наглядно показал, насколько иначе можно организовать рабочий процесс и какую революцию могут совершить миллионы мотивированных людей в, казалось бы, «спящей» индустрии такси. В результате этой инновации количество пользователей такси выросло на порядок, а качество услуг во всем мире улучшилось в разы.

Отношение к экономике подработок сегодня неоднозначно. Многие считают, что человек, который водит такси или занимается доставкой, не всегда имеет хорошие условия работы и недостаточно защищен. Существующая модель действительно пока далека от идеальной. В то же время, по нашим наблюдениям, существует значительный отток персонала из других сфер в такси и доставку. Многие логистические и производственные компании, которые нанимают людей в штат на постоянные позиции со стабильным окладом, стали жаловаться на нехватку кадров, связанную с таким перераспределением трудовых ресурсов.

В начале пути
Как и революция в интернете, которая повлекла за собой цифровую трансформацию в других индустриях, революция в сфере перевозок — только первый шаг. Есть сотни других очень массовых профессий. В первую очередь большой потенциал у экономики талантов. Это самый массовый сегмент, который оценивается в триллионы долларов. По данным компании Ventra, в России только в сфере продаж, логистики и производства имеется около 10 млн таких рабочих мест — это примерно 6% населения страны, которые могут быть заняты в таких профессиях. Запрос на трансформацию рынка труда существует как со стороны исполнителей, которые хотят гибкого графика, возможности выбирать работодателя и строить карьеру самостоятельно, так и со стороны компаний, которые хотят видеть у себя в штате сотрудников, готовых работать, только когда в них есть потребность, например, в высокий сезон.

Решающую роль в революции рынка труда играет цифровизация. Профессии будущего сегодня — одна из самых горячих тем на глобальных венчурных рынках. В США уже начали появляться компании, которые «уберизируют» некоторые отрасли экономики. В основном они специализируются на экономике знаний. Для высококвалифицированных специалистов, таких как программисты и дизайнеры, есть Toptal и Fiverr, для медицинского персонала — Incredible Health, для специалистов нефтепереработки — RigUp. Последние, кстати, привлекли сотни миллионов долларов инвестиций, а капитализация компании превысила миллиард долларов США. Если оценивать долю мирового рынка Future of Work от всей экономики, перечисленные мной сервисы не составят и 1%. Мы находимся в самом начале пути, и в ближайшие десятилетия во всем мире будут созданы десятки или даже сотни аналогичных компаний. Экономика подработок стала частью повседневной жизни людей во всем мире, экономика знаний активно развивается в США, а экономике талантов только предстоит начать этот путь.

В России есть все предпосылки для развития этого направления и для появления сильных игроков в сфере экономики талантов. Во-первых, в России дешевый мобильный интернет. Во-вторых, государство, как основной контрагент в вопросах использования цифровых услуг, а также российские экосистемы, такие как «Яндекс» и «Сбер», сформировали у россиян привычку к мобильным сервисам. Люди и компании психологически готовы использовать такие сервисы и в других сферах. В-третьих, масштабирование на территории большого государства — это хороший плацдарм для глобальной экспансии.

Алекс Фридланд, Основатель b2b-маркетплейса Ventra Go!, для РБК